Профилактическое воздействие физических упражнений

Костный скелет, опорно-двигательный и нервно-мышечный аппарат формируют полости-ёмкости для работы жизненно важных систем организма: дыхания и кровообращения. Кардиореспираторная система как функциональная развивается, совершенствуется, дифференцируется через опорно-двигательный, нервно-мышечный аппарат. Малый круг кровообращения, качество наполнения сердца кровью и насыщение крови кислородом зависят от формы грудной клетки, позвоночника, вида осанки.

Костно-мышечный аппарат интенсивно растёт и развивается, укрепляется и формируется осанка именно в школьном возрасте. Биологический механизм роста и развития генетически детерминирован, но внешние, экзогенные факторы вносят свои коррективы в эти процессы. В частности, физические упражнения, уровни двигательной активности могут или улучшить (адекватная нагрузка) или ухудшить (гипер или гипокинезия) эти показатели.

Осанка - это привычка, которую можно целенаправленно, через специальные упражнения формировать и изменять. Использование физических упражнений в оздоровительных целях особенно актуально в современных условиях. В постчернобыльский период стали фиксироваться врачами педиатрами изменения в опорно-двигательном аппарате, увеличение нарушений в осанке [2].

Выявилась прямая зависимость между формой нарушения осанки и уровнем заболеваемости детей. При вялой осанке, сколиотической установке осанки дети болели в 3-4 раза больше, чем при наличии правильной осанки. Рекомендуется не только наладить режим питания и сна, но и правильно подбирать мебель, одежду.

Средствами физической культуры возможно воспитывать и корригировать осанку, а закаливанием способствовать к снижению заболеваемости.

Необходимо давать медико-биологическое обоснование использованию физических упражнений в оздоровительных целях, с учётом единства всего организма, а не отдельных его органов и систем [23].

В сложном комплексе факторов, влияющих на формирование здорового поколения, существенное место занимает физическая культура, которую необходимо использовать для роста и развития, повышения неспецифической устойчивости к факторам внешней среды [26].

Проведённые медико-социологические обследования школьников 3-11 классов, проживающих на загрязнённой территории выявили нарушения режима дня школьников. Многие не занимались физическими упражнениями. У них отмечалась повышенная утомляемость, головокружения, общее недомогание в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата [3].

Обследовано 3000 школьников в возрасте 7-8 лет и 12-13 лет. Выявлены нарушения в опорно-двигательном аппарате, которые тесно связывают с неблагоприятной экологической обстановкой [23].

Происходит ускоренное старение опорно-двигательного аппарата у проживающих в загрязнённой зоне с уменьшением плотности, минеральной насыщенности костной ткани после аварии на ЧАЭС [18].

Физические упражнения - это путь профилактики заболеваний у жителей на загрязнённых территориях [12].

Подводя итоги 4 съезда педиатров Республики Беларусь отмечен рост патологии опорно-двигательного аппарата, раннее его постарение. В целях оздоровления предлагается ряд мероприятий, в том числе оздоровление через физкультурно-туристические базы с игровыми занятиями, туризмом. Это будет способствовать тренировке и закаливанию организма детей, даст душевное облегчение в общение с природой [2].

Основная проблема в учебно-воспитательных учреждениях это обеспечение и оснащение физкультурно-спортивной базы, её нет в 23,2%

образовательных школ. Структурная часть уроков не выдерживается, общая и моторная плотность занижены, тренировочный эффект не достигается в 26 % образовательных школ. Нет достаточного набора мебели для правильного рассаживания детей. Действующая кабинетная система обучения значительно осложняет возможности правильного подбора ученических столов для учащихся одного класса, так как они имеют значительные колебания антропометрических показателей. Недостаточная освещённость отмечена в 19 % общеобразовательных школ [14].

Повышение физической подготовленности зависит не только структуры урока, но и от теоретических занятий. Теоретические занятия рекомендуются давать протяжении урока в виде кратковременных бесед [1].

Распределение нагрузок аэробной и анаэробной направленности в учебном году должно носить характер гибкого планирования. Наиболее целесообразным является использование подвижных игр и эстафет, как один из факторов укрепления здоровья [5].

Комплексное использование общеразвивающих, специальных и корригирующих упражнений даёт стойкий эффект при нарушениях осанки у студенческой молодёжи. Необходим врачебно-педагогический контроль за динамикой изменений не только в осанке, но и в функциях дыхательной и сердечно-сосудистой систем [16].

Перейти на страницу: 1 2

 
 
 
 

С чего начать путь к здоровым глазам и как достичь результатов? Главное - измените отношение к своим глазам, к себе, а потом и к самой проблеме плохого зрения.

Борьба с гипертонией является сложным и многогранным процессом, основными этапами которого являются первичная профилактика, раннее выявление и адекватное лечение.